mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

Category:
  • Mood:
  • Music:

КАРЕНИНА КАРЕНИНА, ИЛИ НАВСТРЕЧУ МОЕЙ ВОСЬМОЙ АННЕ

Вечером канал «Россия» начинает показывать «Анну Каренину» Карена Шахназарова.

То, что Каренина - от Карена - это я уже в заголовке обыграл. Более пока про Каренину Каренину мне сказать нечего. Ну, могу процитировать анонс первой серии.
1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Вместе с армией отступает госпитальный обоз. Руководство госпиталем принимает на себя старший ординатор Сергей Каренин. Госпиталь располагается и обустраивается в полузаброшенной китайской деревне. Каренин оперирует раненого полковника. Услышав фамилию своего хирурга, полковник вздрагивает, она ему знакома. Раненого полковника зовут Алексей Кириллович Вронский. Ночью Сергей Каренин приходит в палату к Вронскому и просит рассказать ему, почему его мать, Анна Каренина, которую граф знал тридцать лет назад, бросилась под поезд. Вронский начинает рассказ...
Ну а пока - в ожидании первых серий Карениной Карениной - вспомню киношных Анн предыдущих.
Этого тысячелетия.
Я про них в разных местах в своё время писал - ещё в до-ЖЖ-шную эру - так что буду просто себя цитировать.


2009 год

В Доме кино Сергей Соловьёв представил "дилогию" - "2 АССА 2" и "Анна "Каренина". Ну, "АССА" как была балаганом, так и осталась, хотя то, что я смотрел в 1988 году, было событием - не кинематографической жизни, а общественно-политической, как и многие фильмы тогда. А вот "Анна Каренина" - это действительно кино. Даже не ожидал.
Я давно уже не видел настолько качественно снятого фильма. Это именно кино. Не набор крупных планов. И не заснятое на плёнку чтение по ролям (мол, уважаем классику, не пропускаем ни слова).
У меня это уже шестая Анна (в порядке поступления - Жаклин Биссе, Софи Марсо, Вивьен Ли, Алла Тарасова, Татьяна Самойлова), сюжет знаю. Поэтому можно не следить за ним, а смотреть - как снято. Камера движется, а не стоит, как гвоздями прибитая. В фильме есть монтаж - а я уж думал, он в прошлом веке остался. Прекрасный кадр, когда Анна, уже влюблённая в Вронского, лежит в постели с мужем и на её лице - круг света. Так и надо экранизировать. Не одну читку устраивать, а находить киноязык, адекватный, равноценный, равновеликий языку литературному.


Декорации дорогие, костюмы замечательные, массовка настоящая, большая. Можно сказать, что снято с голливудским размахом - хотя на самом деле это размах наш. Так делали экранизации ещё двадцать-двадцать пять лет назад. Смотреть этот фильм на экране компьютера - просто нелепо.
Хотя "компьютерные технологии" вкраплены в фильм умело и к месту - вроде названий "главок". И звукооператоры постарались. Да и музыка подобрана как надо - от моцартовской до оригинальной (в роли композитора выступила дочь режиссёра и исполнительницы заглавной роли).
Татьяна Друбич, хоть и старше своей героини, но выглядит прекрасно (не могу не вспомнить старый мхатовский спектакль с, мягко говоря, располневшими народными артистами).
Очень хорош Олег Янковский (премьера прошла через несколько дней после ухода актёра). Даже удивительно, что от такого супруга кто-то на стороне был нужен. Слова "злая машина" опущены, пальцами Каренин не трещит, разонравившиеся жене уши тоже не вспоминаются.


И Абдулов хорош. По моим подсчётам, седьмой раз Абдулов и Янковский снимались вместе, а, если ещё и театр взять... Такие дуэты уникальны. Гармаш тоже интересен - мягче, чем обычно, не всё же ему ментов да забулдыг играть.
Вронского играет Ярослав Бойко. Парень видный, особенно несколько лет назад был красив, да «потяжелел». Мне казалось, что чего-то в нём не хватает – особенно рядом с таким Карениным. Поначалу Вронского играл Безруков, но Соловьёв произвёл замену. Почему – не знаю. Да, у Бойко вид более «гвардейский», но вот безруковская «мажористость» Вронскому не помешала бы.
У самого же фильма история давняя. В 1994 году в том же Доме кино на вечере в честь своего пятидесятилетия Соловьёв показывал кинопробы к фильму. На Анну пробовались Татьяна Друбич и Ирина Метлицкая, на Вронского – Андрей Руденский, на Каренина – Леонид Филатов, который на момент проб был ещё здоров, Олег Янковский, Александр Феклистов и Пётр Мамонов. Видно было, что пробы снимались не только как рабочий материал, но и как то, что можно показать зрителям.
Насколько я помню, в следующем году Янковский в интервью говорил, что будет играть Каренина.
В начале июня 1997 года не стало Ирины Метлицкой.
В июле того же года, во время Московского кинофестиваля (это был последний домихалковский год, всем рулил тогда Соловьёв) в Манеже была устроена выставка фотографий-кадров. Вот такой обратный путь: вместо кино – пробы, а потом и до фотографий
скатились.
Но время прошло – и фильм всё-таки снялся. Он датирован 2008 годом – Абдулов успел озвучить свою роль.
Повторю - я и не думал, что Соловьёв покажет такой класс.


P. S. Итальянскую приму Патти играет Любовь Казарновская, дирижёра на балу - Юрий Башмет.

2013 год
Соловьёв выпустил телевариант, но я смотреть не стал - киноверсия очень понравилась, а нынешнее TV имеет способность губить всё.
А немногим раньше и восьмая Анна подоспела.


«Анна Каренина» мне понравилась. Это уже седьмая экранизация, которую я видел – но именно тут не пошли путём классического реализма. Весь фильм снят в условно-театральном стиле, герои ходят, танцуют, любят, выясняют отношения среди откровенных декораций, разрисованных задников, занавесов, колосников и огней рампы. Что ж, это куда лучше, чем снимать Россию в Польше или в Финляндии.
И вообще мне этот стиль нравится. В 1968 году так была снята «Интервенция», которая, увы, почти двадцать лет провалялась на полке и снявшийся в ней Высоцкий премьеры не увидел. Там всё действие происходило на сменяющих друг друга аренах. А десять лет назад опять-таки в аналогичной манере снятое «Чикаго», где весь фильм – череда мюзик-холльных номеров в мюзик-холльных же интерьерах, - получило кучу «Оскаров». Жаль,что «Интервенция» не получило того признания, что должна была.
Так что «Каренина» новая – вполне. Мне накануне очень хвалил её преподаватель из Щукинского – как раз за эту театральность, за то, что скачки проходят на сцене – через сцену – и лошадь Вронского падает в партер. Так что в этой стилистике – и голое плечо Киры Найтли на постере - в тему и не раздражает.


2017 год
Ну вот. Надо бы ещё и с Гретой Гарбо версию посмотреть. А пока - ждём Каренину Каренину.

Михаил ГУРЕВИЧ
Tags: #«Анна Каренина», #Россия, #Толстой, #кино, #литература, #премьера, #сериал, #экранизация
Subscribe

Posts from This Journal “#«Анна Каренина»” Tag

promo mihailgurevitch december 31, 2018 17:23 60
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments