mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

Category:

ВПЕРЁД, К КРЕМЛЁВСКИМ СОКРОВИЩАМ!

В этом ноябре - полвека со дня открытия выставки «Алмазный фонд», являющейся составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Гохран России).
В честь юбилейной даты Гохран и Государственный исторический музей открыли выставку уникальных произведений ювелирного искусства «Национальные сокровища России».

История формирования Государственного драгоценного фонда началась - как имногое у нас - с Указа Петра Первого в 1719 году. Тогда была создана Камер–коллегия, обеспечивавшая хранение коронационных регалий, а впоследствии редких самоцветов, выдающихся ювелирных изделий. Ценности хранились в отдельном помещении с особыми условиями доступа. Затем хранилище, получившее название Бриллиантовой комнаты, обосновалось в Зимнем дворце, куда со всего мира привозили редчайшие камни, самородки и ювелирные изделия.


В 1914 году драгоценности перевезли из Санкт–Петербурга в Москву, подальше от линии фронта Первой мировой. НО от войны ещё уедешь, а вот от революции... В 1922 году Народный комиссариат финансов осуществил подробное описание чужой коллекции и дал ей новое название — «Алмазный фонд».


Накануне золотой годовщины красного переворота вспомнили об алмазах. Решили достать из хранилища и показать людям. Не всё и не всем, конечно, но хоть и это. 2 ноября 1967 года лично Леонид Ильич Брежнев открыл постоянную экспозицию выставки «Алмазный фонд» в Московском Кремле. Государственные регалии, уникальные самородки, драгоценные камни и ювелирные изделия, имеющие особое историческое и художественное значение. Как раз вскоре вышлел и последний фильм про Неуловимых - что корону Российской империи большевики не распилили ине продали. а даже, наоборот, охраняют.


На только что открывшейся выставке большой короны нет, держава и скипетр - новые копии, а из того времени - кубки, коробочки, портсигары, ручки для зонтиков и прочие милые мелочи. Но всё равно - это работы крупнейших придворных ювелиров России, в том числе и Фаберже, сделанные по распоряжению Кабинета Его Императорского Величества и принадлежавшие представителям дома Романовых. Плюс архивные материалы, рассказывающие об истории формирования коллекции Алмазного фонда.


В рамках интерактивной экспозиции продемонстрированы бесценные документы — «Опись хранящимся в казенной Вашего Императорскаго Величества при мастерской алмазной разным вещам, драгоценным каменьям и жемчугам сего 1796 года Ноября по 6 число», «Рапорт Кабинета Его Величества о представлении Государыне Императрице бриллиантовых серег и броши, взятых у придворного ювелира Болина», смета на изготовление малой императорской короны от уже упомянутого Карла Эдуарда Болина - в отличие от конкурента-Фаберже он не так знаменит - и другие любопытные бумаги.


В экспозиции представлены шедевры русского золотого и серебряного дела конца XVIII–XX столетий, позволяющие проследить основные этапы развития ювелирного искусства. Особый акцент сделан на предметы, принадлежавшие членам дома Романовых, а также работы знаменитых придворных ювелиров России, выполнявшихся по заказу Кабинета Его Императорского Величества. В числе знаковых экспонатов — изысканная табакерка придворного ювелира императрицы Екатерины II Жан–Пьера Адора и табакерка с живописным пейзажем художника–эмальера Пьера Теремена, исполнявшего свои работы для членов императорской фамилии и русской аристократии. Шедеврами ювелирного искусства в коллекции можно также считать три броши начала XIX века, исполненные в мастерской Якоба и Франсуа Дювалей для великой княгини Марии Павловны — дочери императора Павла I.Она была модницей, но в то же время обладала твёрдым характером и большим государственным умом - поэтому изображение олицетворявшей государственность,Афины-Паллады, -  рассказала главный эксперт-экскурсовод Гохрана.


На портсигаре — инициалы великого князя Константина Константиновича, а шкатулка с парусниками принадлежала другому великому князю — Алексею Александровичу, управлюющему Флотом и Морским ведомством.


Есть в экспозиции и изделия современных отечественных ювелиров, чьи работы выполнены в лучших традициях русской торевтики. Особое место занимают уменьшенные копии державы и скипетра, изготовленные в 1999 году к 280–летию  Гохрана. Ювелирам удалось максимально точно воспроизвести детали подлинных императорских регалий. а масштаб - две трети от хранящихся в Кремле оригиналов.


Но самым известным ювелиром следует назвать... Кого? На выставке представлена чарка, выточенная самим Петром Великим, с которого, как помним, всё и началось.
Фото её не грех и повторить - уже музейное.


Да и вообще там красиво.



Выставка будет работать два месяца.

Михаил ГУРЕВИЧ

Tags: #«Алмазный фонд», #Кремль, #Пётр Первый, #Романовы, #выставка, #история, #музей, #революция, #юбилей, Кремль, Романовы, выставка, история, музей, революция, юбилей
Subscribe

Posts from This Journal “Романовы” Tag

  • МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

    Именины. Сие приятно. В этот день отмечают церковный праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Чествуют…

  • БЕЗ НОСА И БЕЗ МАСКИ

    Ладно без носа - но почему без маски??? Вот ещё прогулялся. Уже днём и при хорошей погоде. Всё пилят и пилят... Пока мы дома сидим, скоро всю…

  • ИНТУРИСТАМ - НЕ ТОЛЬКО СТОЛИЦЫ

    Список самых недооценённых иностранными туристами городов России представил Forbes. Например, Екатеринбург называют «окном в Азию» и…

promo mihailgurevitch декабрь 31, 2018 17:23 60
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments