mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

Categories:

БЕРУТ ОНИ ОХОТНО СТАРИННЫЕ ПОЛОТНА!

Как украсть миллион, «Святого Луку» и всё остальное.

Настроение начала недели задала Третьяковская галерея.
Разве что ленивый не вспомнил, что ещё сорок восемь лет назад Рязанов и Брагинский гениально предвидели, написали и срежиссировали «преступление века».
Это наш первый heist film.

Но эффектные и дерзкие музейные кражи есть и в других фильмах.
И не только в иностранных.


Есть и в наших - и даже в детских.





А во взрослых фильмах - всё по-взрослому.

Реальная история похищения полотна Франса Халса «Евангелист Лука» не менее занятна, хотя и совершенно отоличается от киношной. А высокий градус безалаберности, проявленной всеми участниками, роднит её с событиями сегодняшними - как, увы, и с многими бывшими в истории нашей страны и будущими в ней же. Картина была украдена в 1965 году с выставки в Пушкинском музее в Москве, куда её привезли из Одессы. Сразу скажу, что она и сейчас висит в Одесском музее западного и восточного искусства. Её больше не воруют - но вот недавно крали соседнего Караваджо.
Но нас интересует кража советских времён. Совершил её в санитарный день... работник музея. Совершенно официально два года трудился в ГМИИ помощником реставратора - но ... по липовым документам. А настоящий иметь он и не мог - так как был судим за кражу личного имущества, в Суриковское училище его не брали. Якобы ради денег на покупку диплома, что посулил заказчик-коллекционер, он на кражу и пошёлЛадно, кадровики его прошляпили - но сыщики!
Два года работы реставратором и инструктаж заказчика не пошли вору - столяру-мебельщику по образованию - впрок. Картину он вырезал тупым ножом - ещё хуже, чем в приведённых выше кадрах из «Электроника». И хранил - свёрнутую трубкой и в прямом смысле за печкой. В Москве тогда было много старых домов. То, что найденное полотно восстановили, можно считать чудом.

А попался горе-вор и горе-реставратор совсем по-дурацки. От заказчика он так и ничего и не получил, ни денег, ни диплома - этот коллеционер, вполне официальный и известный, свою причастность к краже века категорически отрицал и отрицает - поэтому решил торговать сам. Не придумал ничего умнее, как пойти к магазину «Грампластинки» на тогдашнем Калининском проспекте - типа там тусят богатые буржуины. Пошёл - и сделал своё немыслимое предложение мужчине в импортном костюме. Тот оказался - как в песне Высоцкого! - совсем не буржуином, а нашим дипломатом - и по соместительсву работником КГБ.
Дальнейшее было делом техники.
С момента кражи до её раскрытия прошло пять месяцев и три недели.
А за несколько недель до кражи министр культуры Фурцева заявляла: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят».
Эхо этой фразы тоже слышно в «Стариках-разбойниках» - прокурорская секретарша, что картины кррадут на Западе, а у нас это бессмысленно - «у нас, господи, кому их продать-то!

Про «Святого Луку» тогда ничего не сообщалось - в те времена это было легко и в порядке вещей. Спустя несколько лет сняли фильм - с настоящими преступниками и настоящими иностранцами - как бы в пику  нелицеприятной реальности. Единственное совпадение - бассейн «Москва» как место встречи с клиентом.
Сама же сцена кражи в музее снята хорошо - я сейчас, само собой, не про кино как инструкцию для злоумышленников, а про мастерски переданное напряжение.

А вот этот момент рифмуется как раз с историей в Третьяковке. В конце концов именно из-за поленившейся оторваться\ отвязания вахтёрши картина была вынесена из музея. Ничего не меняется.

К моменту премьеры украденный Хальс уже был восстановлен.
Спасибо надо сказать знаменитому реставратору Степану Чуракову.

Михаил ГУРЕВИЧ

Tags: Рязанов, Третьяковка, Эльдар Рязанов, детектив, живопись, искусство, история, кино, культура, музей
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • ФАННИ АРДАН В ТРЕТЬЯКОВКЕ

    Фанни Ардан представила в Третьяковской галерее фильм «Прекрасная эпоха», в котором сыграла одну из главных ролей. Перед показом для…

  • СКУЛЬПТУРА ДЛЯ БОДИ И ДРУГИЕ ИЗВАЯНИЯ

    Вот такие собачки. Зашёл я в РГГУ. Проходила там международная научно-практическая конференция «Миграция в России и в современном мире:…

  • МАРК ЗАХАРОВ. IN MEMORIAM

    Колоссальная потеря...

  • УВИДЕТЬ МУЗЫКУ И УСЛЫШАТЬ ТАНЕЦ

    Четвёртый фестиваль «Видеть музыку» проходит в Москве с 16 сентября по 11 ноября. В нынешнем году фестиваль «Видеть…

  • С ДНЁМ КИНО!

    Любимый праздник любимого искусства! Я помню, как появился этот праздник - День советского кино. В 1979 году. Тогда отмечали шестидесятилетие…

  • И СНОВА КИНО ПО «МАСТЕРУ И МАРГАРИТЕ»

    Возможно, в скором времени нас ожидает ещё одна экранизация романа Михаила Булгакова. Съёмки художественного фильма «Мастер и…

  • В ТЕАТРЕ У НИКИТСКИХ ВОРОТ ЖДУТ «ЛОЛИТУ» И «МУДРЕЦА»

    Театр «У Никитских ворот» открыл 37-й сезон - пресс-конференцией в ТАСС и традиционным сбором труппы. ИТАР-ТАСС - напротив театра,…

  • СПИСОК ОБИЖЕННЫХ МУЗЕЕВ

    Британское издание The Independent представило список из тридцати самых недооценённых достопримечательностей Европы. На первом месте оказался…

  • БЕСПЛАТНАЯ МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ

    В течение этой неделе бесплатными для посещения в отдельные дни будут некоторые московские музеи и выставки. Акция началась сегодня, 13 мая, и…

promo mihailgurevitch december 31, 17:23 52
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments