mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

БЕРУТ ОНИ ОХОТНО СТАРИННЫЕ ПОЛОТНА!

Как украсть миллион, «Святого Луку» и всё остальное.

Настроение начала недели задала Третьяковская галерея.
Разве что ленивый не вспомнил, что ещё сорок восемь лет назад Рязанов и Брагинский гениально предвидели, написали и срежиссировали «преступление века».
Это наш первый heist film.

Но эффектные и дерзкие музейные кражи есть и в других фильмах.
И не только в иностранных.


Есть и в наших - и даже в детских.





А во взрослых фильмах - всё по-взрослому.

Реальная история похищения полотна Франса Халса «Евангелист Лука» не менее занятна, хотя и совершенно отоличается от киношной. А высокий градус безалаберности, проявленной всеми участниками, роднит её с событиями сегодняшними - как, увы, и с многими бывшими в истории нашей страны и будущими в ней же. Картина была украдена в 1965 году с выставки в Пушкинском музее в Москве, куда её привезли из Одессы. Сразу скажу, что она и сейчас висит в Одесском музее западного и восточного искусства. Её больше не воруют - но вот недавно крали соседнего Караваджо.
Но нас интересует кража советских времён. Совершил её в санитарный день... работник музея. Совершенно официально два года трудился в ГМИИ помощником реставратора - но ... по липовым документам. А настоящий иметь он и не мог - так как был судим за кражу личного имущества, в Суриковское училище его не брали. Якобы ради денег на покупку диплома, что посулил заказчик-коллекционер, он на кражу и пошёлЛадно, кадровики его прошляпили - но сыщики!
Два года работы реставратором и инструктаж заказчика не пошли вору - столяру-мебельщику по образованию - впрок. Картину он вырезал тупым ножом - ещё хуже, чем в приведённых выше кадрах из «Электроника». И хранил - свёрнутую трубкой и в прямом смысле за печкой. В Москве тогда было много старых домов. То, что найденное полотно восстановили, можно считать чудом.

А попался горе-вор и горе-реставратор совсем по-дурацки. От заказчика он так и ничего и не получил, ни денег, ни диплома - этот коллеционер, вполне официальный и известный, свою причастность к краже века категорически отрицал и отрицает - поэтому решил торговать сам. Не придумал ничего умнее, как пойти к магазину «Грампластинки» на тогдашнем Калининском проспекте - типа там тусят богатые буржуины. Пошёл - и сделал своё немыслимое предложение мужчине в импортном костюме. Тот оказался - как в песне Высоцкого! - совсем не буржуином, а нашим дипломатом - и по соместительсву работником КГБ.
Дальнейшее было делом техники.
С момента кражи до её раскрытия прошло пять месяцев и три недели.
А за несколько недель до кражи министр культуры Фурцева заявляла: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят».
Эхо этой фразы тоже слышно в «Стариках-разбойниках» - прокурорская секретарша, что картины кррадут на Западе, а у нас это бессмысленно - «у нас, господи, кому их продать-то!

Про «Святого Луку» тогда ничего не сообщалось - в те времена это было легко и в порядке вещей. Спустя несколько лет сняли фильм - с настоящими преступниками и настоящими иностранцами - как бы в пику  нелицеприятной реальности. Единственное совпадение - бассейн «Москва» как место встречи с клиентом.
Сама же сцена кражи в музее снята хорошо - я сейчас, само собой, не про кино как инструкцию для злоумышленников, а про мастерски переданное напряжение.

А вот этот момент рифмуется как раз с историей в Третьяковке. В конце концов именно из-за поленившейся оторваться\ отвязания вахтёрши картина была вынесена из музея. Ничего не меняется.

К моменту премьеры украденный Хальс уже был восстановлен.
Спасибо надо сказать знаменитому реставратору Степану Чуракову.

Михаил ГУРЕВИЧ

Tags: Рязанов, Третьяковка, Эльдар Рязанов, детектив, живопись, искусство, история, кино, культура, музей
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • ТРЕТЬЯКОВКА ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ

    И открывается вообще. После всех карантинных дел. Возобновляются экскурсии - и так далее. Поэтому я решил вспомнить одну их прежнюю акцию. Тоже…

  • ЭННИО МОРРИКОНЕ. IN MEMORIAM

    Он был моим любимым кинокомпозитором из зарубежных. Волшебная музыка к великим фильмам. С сайта http://www.enniomorricone.org/ Светлая…

  • КОГО ПОВЕСИЛ ГАЙДАЙ?

    Вот хорошее занятие - в любимом кино копаться. Вернее - докапываться и даже раскапывать. Ну, фильм всем понятен. Квартира инженера Тимофеева и его…

  • НЕНАВСЕГДА.

    10 апреля в Новой Третьяковке должно было состояться открытие одной из самых ожидаемых в Галерее выставок года - «НЕНАВСЕГДА.…

  • #ТРЕТЬЯКОВКАДОМА

    Несмотря на вынужденное временное закрытие выставочних залов, Третьяковская галерея не оставляет своих друзей без возможности провести это время в…

  • ДОИГРАЛСЯ

    Ещё один актёр переквалифицировался в уголовники. Вот свежая новость. Полиция в Москве задержала банду аферистов во главе с бывшим актёром,…

  • А НАС НЕТ ДОМА!

    В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». На выставке впервые показано творчество Юрия…

  • КИРК ДУГЛАС. IN MEMORIAM

    Печальная весть из Голливуда... На сто четвёртом году... Мощная жизнь! Его фильмы знают все - но он и на театральную сцену выходил. Сыграл,…

  • ФАННИ АРДАН В ТРЕТЬЯКОВКЕ

    Фанни Ардан представила в Третьяковской галерее фильм «Прекрасная эпоха», в котором сыграла одну из главных ролей. Перед показом для…

promo mihailgurevitch december 31, 2018 17:23 54
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments