mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

Categories:

АНДРЕЙ МИРОНОВ КАК ЗЕРКАЛО СТИЛЯ

Любимому артисту нескольких поколений исполнилось бы семьдесят пять лет...


Любимый, красивый, лёгкий, блистательный, остроумный, элегантный, музыкальный…

Серьёзный, ищущий, сомневающийся, работоспособный, недоигравший…

Это всё о нём, эти и масса иных превосходных эпитетов.

Сегодня хочется вспомнить ещё об одной стороне личности Андрея Миронова.

Красивый человек, вдумчивый и тонкий артист, он и в быту был эстетом, хотел, чтобы вокруг него всё было красиво и изысканно. Не в смысле «Сделайте нам красиво!» (слова его персонажа из «Клопа»), а как воспитанный в культурной московской семье ценитель искусства и прекрасного вообще. Вспомним слова его другого персонажа, из фильма «Назначение», призывавшего уметь ценить каждый день жизни. Да и сам артист на встрече со зрителями говорил о «влюблённости в жизнь».

Андрей Александрович был человек со вкусом и с чувством стиля. Он любил носить хорошую одежду – и переживал, когда рядом кто-то одет небрежно. Любил хорошие сигареты, любил хорошее застолье с друзьями, любил красиво ухаживать. Был щедрым человеком – вот ещё эпитет – щедрым во всех смылах.

Не думаю, что актёр, подобно современным модникам пристально следил за новостями мировых брендов, и тем более речь не идёт о размашистом шике сегодняшних нуворишей. Важно понимать, что дело было в те времена, когда само слово «мода» в стране победившего социализма чаще всего произносилось с отрицательным оттенком. Когда в условиях тотального дефицита – не до брендов уж! – даже суперзвёзды уровня Миронова имели не так много возможностей для красивой жизни, которой они были, безусловно, достойны.

И в тогдашнем тёмном… ну, не пусть не тёмном – в сером царстве Андрей Миронов для многих и многих был подлинным лучом света.

А «модно-красивая» тема имела свои отголоски в разных его ролях.


«Хочется успеть и на хорошей машине поездить», – говорил артист после покупки иномарки. Как тут не вспомнить гениальный фильм «Берегись автомобиля»! Конечно, Дима Семицветов не был настроен на такой философский. Сорок лет назад критик Константин Рудницкий в очерке о Миронове для очередного сборника «Актёры советского кино» так писал об это персонаже: «Этот юноша желал, чтобы его жизнь была изящной, то есть роскошной, содержательной, то есть богатой. Нисколько не сомневаясь, что так оно и есть, иначе не бывает, он ставил знак равенства между красотой и благополучием. Стоило взглянуть на него, когда, небрежно облокотясь на крыло новенькой «Волги», он приветственно махал рукой жене, из окна любовавшейся элегантным супругом. С точки зрения Димы Семицветова, только ради таких вот мгновений и стоило жить. Красивая, достойная жизнь складывалась из вполне реальных компонентов: квартира, машина, магнитофон, транзистор и т.п.»

Но признаем – в этих компонентах «умеющий жить» работник комиссионки разбирается отлично. «Италия?» – безошибочно определяет он, взглянув на модные очки очередной блатной клиентки. И замок японский достал. И сам, как написано в сценарии, когда не в магазинном халате, то на дипломата похож – ярко-красные галстуки и итальянский плащ болонья с золотыми пряжками на погонах. Правда, в чёрно-белом фильме красных и золотых красок нет – но костюм Семицветова безупречен, тем более – по контрасту с мешковатым пиджаком Деточкина.

В первом своём фильме «А если это любовь?» молодой Андрей Миронов снимался в тогдашней школьной форме, довольно унылой. В «Три плюс два» наряд вообще был пляжный – шорты и борода. Тем не менее и этот «полудикий» отдыхающий постоянно заимствовал-«дегустировал» из соседней палатки то французские духи, то шоколадку.

«Берегись автомобиля» – первый фильм, где костюм мироновского героя можно разбирать довольно подробно. Вот, например, ещё одна сцена. Тут, кстати, тоже шорты – но уже более элегантные. Плюс изящная рубашечка, золотая цепочка с кулончиком и ещё «вьетнамки», которые тогда только-только входили в моду.

Следующий в веренице сыгранных Мироновым обаятельных прохвостов – Геша Козодоев из «Бриллиантовой руки». Вот уж где модная тема раскрыта на двести процентов! Ведь герой – манекенщик.

Один из приятелей актёра рассказывал, как тот просил его привезти с зарубежных гастролей «голубенькую «битловочку», как у Табакова». Просьба была выполнена. Голубая «битловочка», она же водолазка, снялась в кино.

Обратите, кстати, внимание и на часы – они тоже принадлежали самому Миронову, который по просьбе Леонида Гайдая одолжил «статусную», как сказали бы сейчас, вещь капитану судна.

Вернёмся, к водолазкам, которые Андрей Миронов очень любил. В фильме их две. Есть и белая.

С тёмным пиджаком смотрится ещё эффектнее.

В фильме «Повторная свадьба».

И на творческом вечере в телестудии «Останкино». Голубая водолазка под цвет глаз и более тёмный костюм. Идеально.

Снова «Бриллиантовая рука»  – и снова слово Константину Рудницкому. «Модная белая водолазка выглядывает из-под блестящего, переливчатого – тоже по моде – в мелкую крапинку дакронового пиджака, застёгнутого – как требует мода – на одну только верхнюю пуговицу. Шикарный парень!»

Интересно посмотреть, как по ходу фильма гешины наряды эволюционируют. Вернее, наоборот, деградируют. Сначала он сияет, демонстрирует лучезарную улыбку и безукоризненную укладку, буквально летает над палубой. В общем – «скользит» (опять слово Рудницкого) по жизни. Но… Тяжела участь контрабандиста. Обладатель блестящих костюмов всё чаще оказывается помят и побит, мы видим его в абсолютно непарадном утренне-похмельном виде. Он уже не скользит – спотыкается и падает, незастёгнут и непричёсан. И в конце концов – ужас! – вынужден облачиться в женское платье.

«Кинороман о жизни контрабандистов» снимался в то же время, когда в Театре сатиры шли репетиции «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро».  В тот момент Андрей так рассказывал о будущем спектакле: «Левенталь принёс серебряную сахарницу и поставил на стол – вместо макета. А костюм у меня будет со вшитыми зеркалами. В них будут все зрители отражаться. И лучи, зай­чики света – в зал, в лица». Это был период, когда в театрах играли зачастую вообще без декораций. А Валентин Плучек и художник и сценограф Валерий Левенталь поставили спектакль изысканный, изящный – соответствующий галантному веку, в котором жили Бомарше и его герои. А одевал героев молодой Вячеслав Зайцев. Для Фигаро сделали три костюма – утренний, дневной и вечерний. Белый, красный и чёрный. И зеркальца. И зайчики. Миронов единственный в этом спектакле не носил парик. «Мыл голову – и от прожекторов его прекрасные волосы каким-то пепельным светом светились», – кажется, это Вера Васильева вспоминала.

А потом были Цезарь Борджиа («Тень»), журналист и людоед, про которого говорили, что он – раб моды

Хлестаков в переливчатом, «ящеричном» фраке

Роскошный милиционер из «Итальянцев в России»

Правда, и ему приходилось надевать несерьёзные женские вещи

Шикарный Остап Бендер

В «Шаге навстречу» скромный Маркел, выиграв в лотерею, преображается в заграничного дэнди

Задолго до «новых русских» красный пиджак я увидел именно на Андрее Миронове в «Небесных ласточках» – Селестен-Флоридор грамотно называл его «дорожным костюмом»

Великолепные костюмы для «Обыкновенного чуда» сделала людмила Кусакова, одна из лучших художников нашего кино

На юбилейной выставке Марка Захарова я рассматривал это чудо вблизи

Но когда зрители привыкли к «фрачным» героям, Миронов стал ломать своё амплуа, играя «негероев-любовников»

Режиссёр «Фантазий Фарятьева» Илья Авербах просил артиста как раз не мыть голову

В «Блондинке за углом» зрители испытывали культурный шок, увидев Андрея Миронова в костюме магазинного грузчика – да ещё спящим в груде лука

А в фильм «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман позвал Миронова именно как «столичную штучку», как «человека с запахом удачи»

Но, «проверяя» артиста перед съёмками, Герман попросил Миронова… постричься под ноль. После мучительных колебаний тот уже был готов пойти на такую жертву – и тогда режиссёр раскрыл свой замысел. Возможно, именно эту ситуацию имел ввиду актёр, представляя юмористическую сценку о разговоре с  режиссёром, которому надоело «старое» мироновское лицо. Пришлось делать новое!

Но в каких бы образах, в каких бы костюмах – хоть в тенниске, хоть в смокинге – ни представал бы артист его любили всегда.

И не перестанут любить.

Михаил ГУРЕВИЧ

Tags: #любимыемужчины, Андрей Миронов, Остап Бендер, кино, мода, театр, юбилей
Subscribe

Posts from This Journal “Андрей Миронов” Tag

  • ВСЕМ СПАТЬ!

    Всемирный день сна нынче. Как мимо пройти? А с другой стороны... Спят медведи и слоны Дяди спят и тёти. Все вокруг спать должны Но не…

  • В этот день 5 лет назад

    Красивый человек, вдумчивый и тонкий артист, он и в быту был эстетом, хотел, чтобы вокруг него всё было красиво и изысканно.

  • ЛЮБИМЫЙ АРТИСТ

    Андрею Миронову сегодня исполнилось бы восемьдесят лет... Один из моих постов о нём выходил 9 марта - завтра ЖЖ об этом напомнит и я сделаю…

promo mihailgurevitch december 31, 2018 17:23 70
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments

Posts from This Journal “Андрей Миронов” Tag

  • ВСЕМ СПАТЬ!

    Всемирный день сна нынче. Как мимо пройти? А с другой стороны... Спят медведи и слоны Дяди спят и тёти. Все вокруг спать должны Но не…

  • В этот день 5 лет назад

    Красивый человек, вдумчивый и тонкий артист, он и в быту был эстетом, хотел, чтобы вокруг него всё было красиво и изысканно.

  • ЛЮБИМЫЙ АРТИСТ

    Андрею Миронову сегодня исполнилось бы восемьдесят лет... Один из моих постов о нём выходил 9 марта - завтра ЖЖ об этом напомнит и я сделаю…