mihailgurevitch

mihailgurevitch 8 минут на прочтение

Категория:

«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА». ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛЬМА

28 апреля – полвека назад – на экраны вышел великий фильм «Бриллиантовая рука». Один из самых любимых, один из самых кассовых – какие там «Мстители»! – и, как ни странно, один из самых недооценённых. Возможно – даже непонятых.

К неоднократно ставившему прокатные рекорды Леониду Гайдаю – а его аудитория больше спилберговской, если сравнивать две сверхдержавы, – всю жизнь отношение было в лучшем случае снисходительное. Комедия и так считалась жанром второго сорта, а уж эксцентрическая... «Ширпотреб», «ванькуваляние» – и коллеги, и критики не церемонились с оценками.
Гайдая не стало в ноябре 1993 года. Через два месяца его объявили «Человеком кинематографического года» и с тех пор называют не иначе как великим. Передачи о нём, «фильмы о фильмах» выходят постоянно, по всей стране воздвигают памятники ему самому и его героям. И теперь-то все поняли, что его комедии не так просты, как кажутся. Более того – как всякое хорошее кино, при каждом новом просмотре они открывают ещё один смысл, радуют новой деталью, доселе незамеченной.
В «Бриллиантовой руке» таких сюрпризов, находок, «тайничков» – масса. Надо только дать себе труд вглядеться. И даже сегодня, когда напечатаны километры воспоминаний, а из архивов извлечены все кинопробы и не вошедшие в прокатную версию кадры, про картину можно рассказать ещё очень много интересного.
Итак – смотрим, смотрим по порядку, останавливаясь на том, на чём не останавливались другие. Я-то воспринимаю фильм как своего рода энциклопедию кино – очень много в ней Гайдай, за кинопроцессом следивший, всего спародировал, от забытых и уже ставших смешными детективов до мировых шедевров. Но и плюс к этому – есть масса интерсных деталей.
Вот первая остановка.

А куда дальше пошёл стажёр? Согласно «Кинопоиску», в активе А. Касымова – только одна короткометражка – и то он в ней художник. «Маленький пень воз опрокидывает», 1973 года. О борьбе детей с браконьерами.

Первый человек, которого мы видим в фильме, – реальный регулировщик из Баку Курбан Мазанов. Личность в городе очень популярная, на его «трюки» с жезлом смотрели, как на представление. Вот и Гайдаю он понравился – взял в фильм. И в другой сцене дал свои знаменитые «выкрутасы» проделать.






Занятно, что потом Мазанов снова сыграл в кино – и снова регулировщика, но уже нашего.
И в «Иване Васильевиче ...» он есть.

Явная отсылка к книге Василия Ардаматского про военных разведчиков.

Как раз годом раньше вышли снятые по ней два фильма – «Путь в „Сатурн“» и «Конец „Сатурна“».
Там тоже имели место титры с кратким содержанием.

Идём дальше.

Гайдай был щедрым человеком. Он подарил Михаилу Светлову лайнер. По советской табели о рангах поэту тогда лайнера не полагалось. В следующем своём фильме он поставит памятник Ильфу и Петрову. Кстати – в 1985 году всё-таки появился трёхпалубный речной пассажирский теплоход «Михаил Светлов», по Лене сейчас ходит.

Теплоходы «Юрий Никулин» и «Анатолий Папанов» тоже были - ещё совсем недавно.


В 2001 году речной теплоход «Карл Либкнехт» новый владелец – судоходная компания из Ростова-на-Дону – хотела переименовать в «Андрей Миронов» – но родственники на это согласия не дали. И теплоход назвали «Юрий Никулин». Через четыре года та же компания купила теплоход «К. Э. Циолковский» и назвала его «Анатолий Папанов». Но несколько лет назад та компания обанкротилась, суда теперь принадлежат другому владельцу и носят имена соответственно «Солнечный город» и «Две столицы».
Зато вроде бы есть ещё один «Михаил Светлов» - как раз черноморский - но фото я пока не обнаружил.
Будем искать!

Старший экономист в «Гипрорыбе». Спустя лет пятнадцать в Голливуде стал популярным жанр «яппи в опасности». Яппи переводтлось как «молодые городские профессионалы». Клерки, секретари, менеджеры из размеренного и скучного офисного существования вдруг оказывались втянутыми в водоворот захватывающих приключений. Что-то нечаянно увидели или багаж перепутали – и вот уже за тобой охотятся преступники, шпионы и прочте злоумышленники. И городские каменные джунгли уже более зловещи, чем «обычные». Наш Семён Семёнович пусть и не очень молод – но под этот жанр вполне подходит.
А «Гипрорыба» – это не выдумка. Государственный институт по проектированию предприятий рыбной промышленности «Гипрорыба» был создан постановлением Коллегии Наркомата снабжения СССР в 1932 году, правда, к моменту действия фильма он уже три пятилетки как был переименован в «Гипрорыбпром». Институт имел отделения: Астраханское, Бакинское, Владивостокское, Ленинградское, Петропавловск-Камчатское, Ростовское, Хабаровское, Южно-Сахалинское. Ни один из городов на место действия не подходит. Зато юридический адрес ООО «Гипропыбпром» до недавнео времени был в Москве – и не так далеко от моего дома. Школа, где учился Юрий Никулин, кстати, тоже поблизости. А ЗАО «Гипрорыбхоз» – функционирует, я туда даже позвонил.


Ну а тут – уже пародия на «Летят журавли».


И Гайдай, и Никулин воевали – могли себе позволить и пошутить.

Продолжение следует.

Михаил ГУРЕВИЧ

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

При отправке формы будет произведена невидимая проверка reCAPTCHA.
Вам необходимо соблюдать Политику конфиденциальности и Условия использования Google