mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

Categories:

НЕНАВСЕГДА.

10 апреля в Новой Третьяковке должно было состояться открытие одной из самых ожидаемых в Галерее выставок года - «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985», посвящённой искусству эпохи застоя.

К сожалению, из-за сложившейся ситуации с карантином не удалось открыть выставку в запланированный день.
Но это обязательно произойдёт, обещают организаторы, после того, как Третьяковская галерея вновь откроет свои двери для посетителей.
10 апреля кураторская группа написал а открытое письмо к своим будущим зрителям, друзьям музея, подписчикам социальных сетей Галереи.

У выставки было несколько разных названий, которые отражали те или иные ее грани. Одно из ранних звучало как «Двойная жизнь. Искусство эпохи застоя» и призывало зрителя обратить внимание на бинарность существования художника в культурном поле 1970–1980-х. Еще одно замечательное название «Это было навсегда» мы хотели одолжить у прекрасного антрополога и исследователя советской культуры Алексея Юрчака: оно бы указывало на темпоральность самоощущения и «культуру безвременья». Финальное название стало почти манифестом: «НЕНАВСЕГДА». С нарочитой грамматической ошибкой и заглавными буквами, как такой тревожный лозунг, отсылающий к абсурдным текстовым конструктам 1970–1980-х годов. Но в контексте последних событий оно зазвучало еще и как протест. Протест против ограничения свободы, вынужденного или необходимого, протест против закрытия границ, против ограничения творчества, да и просто как ободряющая мантра, которая, наверное, проговаривается в голове каждого человека, замкнутого в пространстве своего дома с марта.

Внезапно попавшее в нерв времени название — не единственное совпадение эпохи 1970–1980-х с сегодняшним днем. Выставка была задумана по принципу демонстрации «действия» и «противодействия», где действием становилась общая идеологическая риторика, а противодействием — различные модели бегства от этой реальности, которым посвящены семь разделов из восьми, и здесь, уж простите, но неизбежно начинают напрашиваться параллели с нашим существованием последние недели в условиях социально ответственного режима «Оставайся дома».

Вот варианты эскапизма 1970–1980-х годов.

Для кого-то из художников идеальным способом побега становился уход в деревню, к земле, к корням. Там спокойнее и просторнее, нет суеты города, присущих ему темпа жизни и скученности людей. Там дышится.
Другие художники предпринимали попытку создать вокруг себя «свой круг», круг единомышленников, своего рода замкнутую экосистему, элитарную, без лишних глаз и ушей. Об этом рассказывал раздел выставки под названием «Сообщества».
Для третьих укрытием становился уход в детство, погружение в эго-состояние ребенка, а для четвертых  — самопознание себя через веру, через поиск Бога в себе.
Раздел «Соц-арт» описывает ситуацию, когда способом переживания и переосмысления становилось ироничное переигрывание этой профанной реальности и попытка посмотреть на происходящее одновременно изнутри и со стороны.
И напоследок, одним из самых частых вариантов эскапизма были ретроспективные устремления: погружение в древнерусский канон, итальянское Возрождение, перечитывание трудов классиков — то есть поиск ответов и убежища там, в прошлом, в приватном диалоге с большой историей искусства.

Так было в 1970–1980-е. Похожие модели, конечно, с оговоркой на время, как мы видим, люди выбирают и сейчас, будь то погружение в zoom с единомышленниками, карнавальность оммажей великим художникам, бегство на дачу и обращение к природе.
Но проведение подобных параллелей — лишь одна сторона медали. При пристальном внимании к этому феномену совпадения спиралей истории возникает много вопросов: почему тот или иной человек выбирает определенный вариант эскапизма? Что значило существование в «эпоху безвременья» тогда, в 1970–1980-х — и что значит сейчас? Каково это — не чувствовать времени? Как это было осмыслено в социологии и философии тогда? А как это связано с постмодернизмом? Что можем мы сказать нового, опираясь на опыт сегодняшнего дня?
Нам тоже это очень интересно. Поэтому команда Третьяковской галереи решила запустить программу, раскрывающую выставку, чтобы у вас, дорогие зрители, было время погрузиться в контекст и вместе с нами поразмышлять над разными вопросами. Тем более что у всех нас есть невероятный и уникальный шанс буквально сразу адаптировать увиденный материал к сегодняшнему дню и состоянию человека.
Подписывайтесь на специальную рассылку выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985», чтобы получать все онлайн материалы и первыми узнать о дате открытия выставки.
В скором времени Третьяковка расскажет об онлайн событиях, которые будут предварять открытие выставочного проекта, потому что #застойненавсегда.
Как и, будем надеяться, карантин.
Михаил ГУРЕВИЧ
Tags: #ТретьяковкаДома, #застойненавсегда, #яостаюсьдома, Третьяковка, анонс, выставка, искусство, история, музей, творчество
Subscribe

Posts from This Journal “Третьяковка” Tag

  • ГТГ. ТРИ БУКВЫ

    Вот. Как и обещал, показываю разные интересности и странности, что я повидал не так давно на Крымском валу - там, где современное как бы искусство…

  • ТРЕТЬЯКОВКА ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ

    И открывается вообще. После всех карантинных дел. Возобновляются экскурсии - и так далее. Поэтому я решил вспомнить одну их прежнюю акцию. Тоже…

  • #ТРЕТЬЯКОВКАДОМА

    Несмотря на вынужденное временное закрытие выставочних залов, Третьяковская галерея не оставляет своих друзей без возможности провести это время в…

  • СКАЗКА НА НОЧЬ

    Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» открылась в Третьяковской галерее. Впервые в залах музея — в Западном крыле…

  • ДОРОГОЙ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ, С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!

    Как раз я в Третьяковке был - и увидел. Поздравил Генерального секретаря там - поздравлю и здесь. Обаятельный был руководитель.…

  • ФАННИ АРДАН В ТРЕТЬЯКОВКЕ

    Фанни Ардан представила в Третьяковской галерее фильм «Прекрасная эпоха», в котором сыграла одну из главных ролей. Перед показом для…

  • #НАСВЯЗИСМУНКОМ

    В Третьяковской галерее открылась самая масштабная в России выставка Эдварда Мунка. О ней я подробнее чуть позже расскажу. В том числе и про…

  • НАШИ МУЗЕИ - В ТОП-100

    The Art Newspaper представил свой ежегодный рейтинг самых популярных музеев мира. Лидерами рейтинга стали парижский Лувр и Национальный музей…

  • «КРИК» ЕДЕТ В ТРЕТЬЯКОВКУ

    15 апреля в Третьяковской галерее откроется выставка Эдварда Мунка. Творчество выдающегося норвежского экспрессиониста впервые будет представлено в…

promo mihailgurevitch december 31, 2018 17:23 54
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →