mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote,
mihailgurevitch
mihailgurevitch

Categories:

КАК СНИМАЛИ КАПИТУЛЯЦИЮ

Свидетельства очевидца и хроникёра - кинорежиссёра Юлия Райзмана.

Воспоминания были напечатаны в журнале «Советский экран» в 1980 году.
Я их иллюстрирую кадрами из документального фильма Райзмана «Берлин», вышедшего в 1945 году.



Мне повезло стать очевидцем подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии в ночь с восьмого на девятое мая 1945 года в предместье Берлина, Карлсхорсте, в здании бывшего Инженерного училища.

В те дни мы, большая группа кинематографистов, работали над документальной лентой о падении Берлина. Уже было ясно, что кульминацией нашего фильма станет подписание акта, исторический момент, которого мы с таким нетерпением ждали. Ждали и верили тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей. И этот день наступил.
С утра 8 мая на Темпельгофском аэродроме группа операторов снимала прибытие представителей союзного командования.


Наша группа ожидала в Карлсхорсте, в сером двухэтажном доме с четырехгранными колоннами и черепичной крышей, окруженном садом. Раньше здесь размещалась столовая училища. Небольшое помещение едва могло вместить всех желающих стать свидетелями исторического события. Вспоминаю, сколько знакомых кинематографических лиц встретил я тогда, каждый стремился всеми правдами и неправдами попасть сюда, и ни у кого не хватало смелости отказать кому-либо. Ведь многие из них прошли путь от Москвы до Берлина.
...Офицеры в который раз инструктировали нас, сообщали протокол процедуры, строго предупреждали о соблюдении порядка.
Еще с утра мы внимательно осмотрели все помещение, выяснили возможности съемки, условия освещения. День выдался ярким, солнечным, большие окна ярко сияли, и мы решили, что обойдёмся без дополнительного освещения.
Предполагалось, что подписание состоится в середине дня.


Между тем уже прибыли делегации с аэродрома, уже прошли все назначенные сроки, а начало церемонии всё откладывалось. Стало темнеть, и тут мы не на шутку встревожились. Кто-то вспомнил, что в бывшей рейхсканцелярии есть осветительная аппаратура. Немедленно послали туда машину, и через час, который показался вечностью, в зале прибавилось ещё шесть «пятисоток»...

Неожиданно появился генерал-полковник Малинин. Увидев в зале наше «кинематографическое хозяйство», он пришёл в ярость и потребовал немедленно все убрать, а лишних удалится. Не знаю, откуда взялась смелость, но мы не оробели, не растерялись и стали просить, умолять, убеждать. Говорили, что это необходимо для истории, для потомков, для всего человечества. Малинин сдался.
Около полуночи вспыхнули люстры, дверь открылась и в зал вошли представители Советского командования, руководители делегаций союзных государств с многочисленной свитой, целая толпа советских и иностранных журналистов. Кресла, стоящие под национальными флагами СССР, США, Великобритании, Франции, заняли Жуков, Спаатс, Теддер, Делатр де Тассиньи.


В тишине зала чётко звучит знаменитая жуковская фраза: — Пригласите в зал представителей немецкого главного командования.


Дежурные офицеры распахнули двустворчатую дверь, и на её пороге появились Кейтель, Фридебург, Штумпф. Впереди шёл Кейтель, он ещё пытался сохранить внешнее достоинство, но это ему удавалось с трудом.
В тишине зала словно приказ прозвучали слова Жукова: «Предлагаю немецкой делегации подойти сюда, к столу, — и движением руки председательствующий показал путь, который должны были пройти немцы от своих мест к главному столу. — Здесь вы подпишете акт о безоговорочной капитуляции Германии!»
Кейтель встал, взял со стола свой жезл и направился в сторону стола президиума, чтобы подписать акт.
И тут началось что-то невообразимое: буквально все хроникёры ринулись за ним, возникла страшная толчея, каждый, кто держал в эти минуты кино- или фотокамеры, стремился пробраться поближе к столу. Снимать, снимать любой ценой!


Помню, как Роман Кармен, совершенно больной, с перевязанным горлом, держа перед собой тяжелый аппарат «Дебри» на штативе, буквально протаранил им толпу корреспондентов и прорвался-таки к столу. А Борису Дементьеву каким-то чудом удалось проскочить за стол президиума и снимать оттуда, с обратной точки.

На часах 43 минуты. Акт подписан. Все бросились поздравлять друг друга.


...В самый разгар банкета меня пригласили к Г. К. Жукову. Не скрою, переволновался я тогда здорово: боялся, что влетит мне за операторскую свалку. Но маршал лишь улыбнулся и спросил, всё ли удалось снять. «Старались», — ответил я коротко. «Это очень важно для истории», — заметил Г. К. Жуков, и по выражению лица я понял, что он доволен.

...Мы вышли во двор. Над Берлином брезжил рассвет. В то утро все для нас слилось воедино: счастье, гордость, слава, горечь страданий от невиданных, страшных утрат.
Навсегда останется в моей памяти — это утро 9 мая 1945 года. Утро, которое я встретил в Берлине.
Юлий Райзман. Май. 1945 год. (Воспоминания об участии в съёмках подписания акта о капитуляции Германии) // Советский экран. 1980. № 9.
Советую и сам фильм целиком посмотреть.




И ещё один штрих.
В 2000 году, в фильм Владимира Меньшова «Зависть богов» я впервые услышал историю, что, войдя в тот зал и увидев французскую делегацию, Кейтель сказал: «Как? Мы и французам проиграли?»
Ещё через два года по «Культуре» шли воспоминания кинодраматуга Анатолия Гребнева, автора сценариев к последним фильмам Райзмана. И он говорил и про 1945 год, тогда я и узнал, что Юлий Яковлевич был инициатором той исторической съёмки, настоял, убедил командующих. Ведь тот «Советский экран» в школьные годы я не прочёл.
В последнем фильме Райзмана «Время желаний» в главной роли снималась Вера Алентова. Вполне логично предположить, что Меньшов слышал эту историю от самого Райзмана. В «Зависти богов» её рассказывает отец героини Алентовой.


Вот такая история про Францию.
Больших флагов в зале, как видим, три, но подписей держав-победительниц - четыре.
... А ещё мне в этих воспоминаниях нравится про «операторскую свалку».
Журналистские нравы не меняются!


Юлий Райзман, кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда ,лауреат многих Государственных премий, призёр многих фестивалей. Его фильмы - «Машенька», «Поезд идёт на восток», «Коммунист», «А если это любовь?», «Частная жизнь». Первый лауреат премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Михаил ГУРЕВИЧ
Tags: «Культура», День Победы, Франция, журналистика, история, кино, юбилей
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • ТРЕТЬЯКОВКА ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ

    И открывается вообще. После всех карантинных дел. Возобновляются экскурсии - и так далее. Поэтому я решил вспомнить одну их прежнюю акцию. Тоже…

  • Я И КОНСТИТУЦИЯ - 3

    Правильный ответ. Вы ещё не забыли, что неделю назад мы голосовали за поправки в Основной закон - или против - и с замиранием сердца подсчитывали…

  • СЕМЁН СЕМЁНЫЧ И КОНСТИТУЦИЯ

    Если кто вдруг не в курсе - 1 июля у нас выходной. В честь судьбоносного голосования. Фактически - второй раз День России отметим. Вот и…

  • ТРЕВОГА! РАБЫ ВЗБУНТОВАЛИСЬ!

    Это уже переходит все границы. Хамская длань новейшего идиотизма тянется к мировым шедеврам. Уже и «Унесённых ветром» хотят запретить.…

  • КОЛОМНА: ПАСТИЛА, ЛЮБОВЬ И УРБАНИСТИКА

    Город Коломна. Не раз там бывал. Нравится. Отправляясь туда впервые, поинтересовался у местных, где там «Блюдечко» — это место…

  • ИНТУРИСТАМ - НЕ ТОЛЬКО СТОЛИЦЫ

    Список самых недооценённых иностранными туристами городов России представил Forbes. Например, Екатеринбург называют «окном в Азию» и…

  • НОЧЬ МУЗЕЕВ ПРОШЛА В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

    Узнаёте? Дело было так. Два года назад - так как в этом году... увы, сами знаете. Иду субботним вечером по центру столицы - что такое? - уж…

  • К ЮБИЛЕЮ МЕТРО

    В день юбилея московского метро - не грех повспоминать. Пересаживаюсь с одной «Павелецкой» на другую... Заинтересовало меня панно.…

  • КОНЕЦ САМОИЗОЛЯЦИИ!

    И всё сказал этот плакат. Ну и другие добавим. Но соблюдаем социальное дистанцирование и моем руки! Михаил ГУРЕВИЧ

promo mihailgurevitch december 31, 2018 17:23 54
Buy for 20 tokens
Год назад кинематографических собак - символов уходящего уже года - набралось у меня аж на два поста. Вы думаете - свиней в кино меньше? Как бы не так! Я начал с фильма, где свинская тема уже в названии. Но начнём с ещё более ранней классики. «Весёлые ребята». Вот где такого…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →